1. Сколько по количеству должно быть детей в группе раннего возраста в детском саду?
Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты: для групп раннего возраста (до 3-х лет) – не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) – не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка (см. п. 1.9. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитар-но-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций).

2. Сколько детей может быть в группе для детей с ОНР в детском саду?
Диагноз ОНР ставится ребенку специалистами Территориальной психолого-медико-психологической комиссии (далее – ТПМПК) в качестве сопутствующего основному диагнозу (алалия, ринолалия, дизартрия, афазия и др.). Ребенок направляется в группу компенсирующей направленности в зависимости от степени тяжести имеющихся у него нарушений речевого развития. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
• для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;
• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей (см. п. 1.11. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций).

3. Ребенок ЗПР – в традиционной группе. Законно ли это? Какие условия должны быть в детском саду?
Диагноз ЗПР может быть поставлен ребенку, посещающему группу общеразвивающей направленности, только по результатам обследования специалистами ТПМПК. Обследование ребенка и перевод его в группу компенсирующей направленности осуществляется по личному заявлению его родителей (законных представителей). Таким образом, ребенок с диагнозом ЗПР может посещать группу общеразвивающей направленности, имея официально поставленный диагноз ЗПР, если его родители не считают нужным переводить его в специализированную группу или детский сад компенсирующей направленности. Если в группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с ЗПР), группа должна иметь комбинированную направленность и реализовывать не только образовательную программу дошкольного образования, но и программу, адаптированную для детей с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой (см. пункты 13, 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014). Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья (см. п. 1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций).

4. Какова в детских садах должна быть наполняемость групп для детей с II и IV группой здоровья?
В дошкольных образовательных организациях не выделяются группы в соответствии с группой здоровья детей. Направленность группы (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная), которую посещает ребенок, определяется в соответствии с особенностями его физического и психического развития, а также состояния здоровья, родителями (законными представителями) и специалистами ТПМПК.

Требования и рекомендации по наполняемости групп дошкольных образовательных организаций различной направленности изложены в разделе 1. Общие положения и область применения СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

5. По какому принципу должны распределяться надбавки воспитателям в детских садах? Выплачивают ли воспитателям годовые премии?
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ система оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РФ (ст. 28) закреплено право за образовательной организацией самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты.

В соответствии со ст. 26 Федерального Закона Об образовании в РФ, в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Уставом дошкольного образовательного учреждения определяется компетенция коллегиальных органов управления: разработка, обсуждение, рассмотрение и принятие локальных нормативных актов организации.

В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 №256 О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга (п. 2.7.) указано, что перечень, максимальные размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности работников, установленными локальными правовыми актами образовательной организации.

Таким образом, распределение надбавок воспитателям должно производиться в соответствии с локальным нормативным актом дошкольного образовательного учреждения, регламентирующим порядок назначения стимулирующих выплат исходя из финансовых возможностей образовательной организации (размера фонда надбавок, размера экономии от фонда должностных окладов).

Одним из видов стимулирующих выплат является премия. Исходя из вышеизложенного, перечень, максимальные размеры и порядок осуществления выплат премий устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим порядок назначения стимулирующих выплат. Если локальным актом предусмотрена выплата премии по итогам года и у образовательной организации имеются соответствующие финансовые возможности, то годовая премия выплачивается. В случае, когда локальным актом назначение годовой премии не предусмотрено или у образовательной организации отсутствуют необходимые денежные средства, то премия по итогам года не выплачивается.

6. Почему в детском саду воспитатель группы Особый ребенок получает как воспитатель речевой группы?
В настоящее время понятийный аппарат даже на уровне специалистов различных служб является несовершенным. Сегодня можно услышать особый ребенок, ребенок с нарушением развития, ребенок с ограниченными возможностями.

С точки зрения законодательства (ст. 2 и 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, гл. 5 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга) существует такое разграничение: ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это ребенок без статуса инвалидности, но имеющий стойкое нарушение функции зрения, слуха, речи или задержки психического развития и др.

Таким образом, так называемые дети из группы Особый ребенок, так же, как и дети с нарушениями речи (речевые группы), относятся к категории детей с ОВЗ, поэтому оплата труда воспитателей групп Особый ребенок будет такой же, как у воспитателей речевой группы.

Согласно части 1 статьи 129 и части 1 статьи 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы. Оплата труда работников образовательных организаций, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации самостоятельно (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании в РФ).

7. Какие льготы есть у воспитателя-инвалида?
Наряду с общими правами и гарантиями граждан Российской Федерации для работника-инвалида трудовое законодательство предусматривает ряд дополнительных льгот.
Статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определены условия труда инвалидов:

1) Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида.
2) Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ).
3) Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Однако, учитывая, что в соответствии с пп. 4 и 5 раздела 3 Приложения Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых от-пусках воспитателям устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 или 56 календарных дней (для работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении), воспитателю-инвалиду продолжительность отпуска устанавливается в соответствии с требованиями указанного постановления.
4) Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. При этом инвалиды должны быть под подпись ознакомлены с правом отказаться от вышеперечисленной работы (ст. ст. 96, 99 и 113 ТК РФ).
5) Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Кроме того, в соответствии со ст. 128 ТК РФ работающим инвалидам по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам по письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительностью до 60 календарных дней в году (определяется по соглашению между работником и работодателем).
Статьей 218 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ для работников-инвалидов I и II групп как налогоплательщиков предусмотрено право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода.


ПРИГЛАШАЕМ АВТОРОВ

pedagogika online

к сотрудничеству с журналом «Педагогика онлайн»! 

Подробнее...

educator_2022