1. Сколько времени могут учиться во вторую смену ученики начальной школы?
2. Можно ли ученикам приносить свою еду в школу и есть её со всеми в столовой?
3. Как правильно отрегулировать вопрос с посещением занятий внеурочной деятельностью? Можно ли по справке из музыкальной школы вообще ее не посещать? Там ребенок проводит больше 10 часов. Вопросов по внеурочке много, разных. Но главное – как урегулировать документально.

Вопрос 1. Сколько времени могут учиться во вторую смену ученики начальной школы?

Ограничения по времени обучения во вторую смену регламентируются:

1) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» (далее – СП 2.4.3648-20);

2) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

В соответствии с пунктом 3.4.15. СП 2.4.3648-20 в общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены
не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.

В соответствии с таблицей 6.6. СанПиН 1.2.3685-21 при реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков (студий), спортивных секций
окончание занятий, не позднее 20.00 для обучающихся 7-10 лет, не позднее 21.00 для обучающихся 10 – 18 лет.

В соответствии с пунктом 3.4.16. СП 2.4.3648-20 образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

В соответствии с таблицей 6.6. СанПиН 1.2.3685-21-недельный объем внеурочной деятельности не более 10 часов в 1-11 классах. Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных/дополнительных занятий следующей смены не менее 20 минут.

Таким образом, из числа обучающихся на уровне начального общего образования во вторую смену могут обучаться только ученики 2-4 классов. Уроки и занятия внеурочной деятельности должны заканчиваться не позднее 19.00. Общая недельная нагрузка устанавливается основной образовательной программой школы (учебным планом и планом внеурочной деятельности). Занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ в зависимости от возраста обучающихся могут заканчиваться в 20.00 или в 21.00.
Время начала занятий во второй смене нормативными документами не регламентируется.

Вопрос 2. Можно ли ученикам приносить свою еду в школу и есть её со всеми в столовой?

Да, можно. Пунктом 8.2.3. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», вступившего в действие с 1 марта 2021, определено, что в организации, осуществляющей питание детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук.
Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Вопрос 3. Как правильно отрегулировать вопрос с посещением занятий внеурочной деятельностью? Можно ли по справке из музыкальной школы вообще ее не посещать? Там ребенок проводит больше 10 часов. Вопросов по внеурочке много, разных. Но главное – как урегулировать документально.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования: 
• основные образовательные программы реализуются образовательной организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной);
• урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы с учетом обязательных для изучения учебных предметов;
• внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией;
• чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно;
• организационный раздел основной образовательной программы должен включать план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими основной образовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.

Как следует из письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (далее – Письмо ТВ-1290/03): 
• реализация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса;
• план внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы.

Исходя из вышеизложенного, внеурочная деятельность является одним из механизмов достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; описание содержания и особенностей организации внеурочной деятельности необходимо прописать в основной образовательной программе.

Письмо ТВ-1290/03 содержит также рекомендации о содержательном наполнении внеурочной деятельности. В частности, часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
• учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
грамотности;
• с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы;
• с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Письме ТВ-1290/03, при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации целесообразно предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть.

В часть, рекомендуемую для всех обучающихся, предлагается включить:
• 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (в соответствии с письмом Минпросвещения России от 15.08.2022 N 03-1190 «О направлении
методических рекомендаций» рекомендуется проводить еженедельно первым уроком по понедельникам для всех обучающихся 1-11 классов);
• 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
• 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).

Вариативная часть формируется с учетом выбранной модели реализации плана внеурочной деятельности.

Таким образом, основная образовательная программа должна содержать описание выбранной модели, а также план внеурочной деятельности, предусматривающий часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть. При формировании вариативной части следует учесть образовательные потребности и интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможности образовательной организации.

В соответствии с Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09-1672):
• общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования;
• в качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом;
• при зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности.

В соответствии с Порядком зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2022 № 845/369:
• зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, на основании документов, подтверждающих результаты пройденного обучения;
• форма и порядок подачи заявления устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации;
• порядок зачета результатов устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации;
• организация производит зачет при установлении соответствия планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся (далее – часть осваиваемой образовательной программы), и результатов пройденного обучения;
• процедура установления соответствия определяются локальным нормативным актом организации.

Как следует из вышеизложенного, в образовательной организации должны быть разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие:
• форму и порядок подачи заявления о зачете результатов освоения части осваиваемой образовательной программы в других организациях;
• порядок зачета результатов;
• процедуру установления соответствия планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы и результатов пройденного в другой организации обучения.

Анализ представленных документов позволяет сделать следующие выводы:
• внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы, достижение планируемых результатов освоения данной части основной образовательной программы является одним из факторов, свидетельствующих о реализации основной образовательной программы в полном объеме;
• содержание, планируемые результаты и особенности организации внеурочной деятельности, в том числе выбранная модель плана, прописываются в основной образовательной программе;
• основная образовательная программа должна содержать план внеурочной деятельности, включающий часть, рекомендуемую для всех обучающихся, и вариативную часть, а также рабочие программы внеурочной деятельности;
• особенности организации внеурочной деятельности отражаются в локальных нормативных актах образовательной организации.


ПРИГЛАШАЕМ АВТОРОВ

pedagogika online

к сотрудничеству с журналом «Педагогика онлайн»! 

Подробнее...

educator_2022