1. Может ли директор собственным приказом назначить методиста?
2. Как можно оплачивать наставничество, и какой критерий отбора наставников?
3. Можно ли решение о форме обучения в классе принять общим голосованием родителей?
1. Может ли директор собственным приказом назначить методиста?
Да, может.
В соответствии с определением слова, данном в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, назначение – постановление или решение о зачислении кого-либо на какую-либо работу или должность.
В соответствии с чч. 4, 5 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
• установление штатного расписания;
• прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» единоличным исполнительным органом Образовательного учреждения является руководитель Образовательного учреждения – директор.
2. Как можно оплачивать наставничество, и какой критерий отбора наставников?
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Формы наставничества могут быть самыми разнообразными:
• «ученик – ученик»
• «учитель – учитель»
• «студент – ученик»
• «работодатель – ученик»
• «работодатель – студент»
В зависимости от формы наставничества форма поощрения может быть как материальной, так и нематериальной.
Возможные нематериальные (моральные) формы поощрений наставников:
1) Поощрение наставников по результатам участия в ежегодном конкурсе (премии) на лучшего наставника муниципалитета (региона). Кандидатуры претендентов предоставляются образовательными организациями в органы управления образованием. Порядок выбора лучшего наставника из числа представленных кандидатур утверждается приказом органа управления образованием субъекта Российской Федерации; наставник, признанный лучшим, может быть награжден (удостоен) почетной грамотой; почетного звания «Лучший наставник»; нагрудным знаком наставника и т.п.
2) Также могут применяться в целях поощрения: благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; размещение фотографий лучших наставников на Доске почета образовательной организации, организации (предприятия), предоставляющих наставника для участия в программе; предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития организации; рекомендации при трудоустройстве; образовательное стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, семинарах, тренингах и иных мероприятиях подобного рода).
3) Нематериальное поощрение на рабочем месте:
• получение дополнительных дней к отпуску;
• расширенная медицинская страховка;
• иные льготы и преимущества, предусмотренные в организации, в которой работает наставник.
Возможные материальные формы: в соответствии со ст. 35 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, порядок оплаты труда наставника – работника организации – зависит от системы оплаты труда, действующей в вашей организации, а также от способа оформления наставничества:
• если обязанности наставника в отношении конкретного работника предусмотрены его трудовым договором или должностной инструкцией, то выполнение таких обязанностей будет рассматриваться как исполнение предусмотренной трудовой функции и дополнительной оплате не подлежит;
• работа наставников может быть учтена показателях и критериях эффективности деятельности педагогических работников – Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2019 № 1994-р «Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга».
• если наставничество – это дополнительная работа, поручаемая работнику, то в соответствии со ст. 151 ТК РФ за увеличение объема работы без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата, размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Наставничество – это неформальный процесс обмена знаниями, опытом и психологическая поддержка наставляемого в учебе, работе, карьере и профессиональном развитии. Личность наставника играет ключевую роль в успешном или, наоборот, деструктивном эффекте данного метода развития персонала. Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до наставляемого. Помимо отличного владения профессиональными навыками наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремлённость, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приёмами коммуникации и высокую самоорганизацию. Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать наставляемого. Это в значительной мере повышает мотивацию наставляемого и эффективность всего процесса.
Дополнительно сообщаем: в системе образования наставничество регулируется следующими нормативными документами, которыми, в частности, определены критерии, предъявляемые к наставнику (портрет наставника), по каждой форме наставничества:
• распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
• письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
• распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2020 № 1457-р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга».
В Санкт-Петербурге на базе ГБУ ДППО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее – СПб АППО) создан региональный центр развития наставничества. СПб АППО является ответственным за внедрение методологии (целевой модели) наставничества и реализацию мероприятий дорожной карты. 26 октября 2020 года Центр развития наставничества Санкт-Петербургской СПб АППО провёл вебинар «Организационно-педагогические условия старта внедрения Целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге», материалы вебинара размещены на сайте СПб АППО (https://spbappo.ru/), в материалах вебинара указано, что вы можете задать интересующие вас вопросы по email:
3. Можно ли решение о форме обучения в классе принять общим голосованием родителей?
Получение обучающимися образования в общеобразовательных организациях (в очной, очно-заочной или заочной форме) и вне общеобразовательных организаций (в форме семейного образования и самообразования) осуществляется на основании частей 1, 2 статьи 17 и части 2 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
Режим организации образовательного процесса образовательной организации определяется в Правилах внутреннего распорядка обучающихся, принятие которых на основании части 3 статьи 28 Федерального закона относится к компетенции образовательной организации.
Таким образом, решение вопроса о форме обучения «общим голосованием родителей» принято быть не может.